Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (таков был тогда титул главы Русской Церкви)

Фото: www.logoslovo.ru

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (таков был тогда титул главы Русской Церкви)

СВЯТИТЕЛЬ КИПРИАН, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. ЧАСТЬ 1


29 сентября 2006 года исполняется 600 лет со дня преставления одного из выдающихся московских святителей – Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (таков был тогда титул главы Русской Церкви). Его малоизвестность в России и лишь местное почитание в некоторых московских монастырях и храмах далеко не соответствует тому реальному значению, которое имела деятельность святителя Киприана на благо Церкви и Русского государства.


Наше повествование мы должны начать с того, чтобы попытаться понять, как воспринимался современниками мировой исторический процесс в бурное и судьбоносное для православных народов время, в которое жил святитель Киприан. Этот вопрос не праздный, он, как мы дальше увидим, будет иметь очень важное значение в понимании смысла исторических событий, судеб, чаяний и поступков людей того времени.

Для сравнения обратимся к картине мировой истории, существующей в сознании современного человека. Еще со школьной скамьи нам предлагают некую историческую схему, которая стала чем-то само собой разумеющимся. Человеческая история для современного человека начинается с истории Древнего мира. Затем наступает новая эра: человечество постепенно погружается в эпоху Средневековья, сперва – раннего, затем – зрелого и, наконец, позднего. Средневековье заканчивается так называемой эпохой Возрождения, после которой наступает Новое время.

В эпоху митрополита Киприана, которую по современной схеме мы считаем эпохой зрелого или позднего Средневековья (в Италии в это время уже разгоралась эпоха Возрождения), видение исторического процесса было иным. Не было ни «старого» в нашем понимании, ни, тем более, «нового» времени. Историческое время было единым и делилось на четыре царства, или эпохи: Вавилонское, Македонское, предпоследнее – Римское, после которого наступит кратковременное четвертое царство антихриста и затем – Страшный суд. Временной протяженности каждого из этих царств особого значения не придавалось. Зрительный образ человеческой истории в представлении людей того времени можно наблюдать, например, на фреске «Страшный суд» преподобного Андрея Рублева во Владимире, где вся человеческая история умещается в круге с четырьмя зверями, символизирующими четыре царства. По этой схеме митрополит Киприан жил как раз в эпоху предпоследнего царства – Римского.

Надо пояснить, что ни о какой «Византии» в те времена никто и не слыхивал. То, что сегодня мы называем Византией, было на самом деле Римской империей, управляемой законными римскими императорами, принявшими христианство, со столицей империи в Константинополе, именовавшемся тогда Новым Римом, с жителями, называвшими себя ромеями и говорившими на ромейском языке, хотя на самом деле язык был греческим. После того как Карл Великий в 800 году объявил себя императором, в Римской империи появилось два императора и империя разделилась на Западную и Восточную. Восточная через императора Константина Великого имела прямую, законную, непрерывную преемственность от Рима, а с Западной дело обстояло несколько более запутанно.

К тому же, во времена митрополита Киприана шло уже четвертое столетие, как Римская империя разделилась и в церковном плане: Восточная исповедовала православие, а Западная – католичество.

Карта Византийской империи к 1400 г.



По своему географическому положению Восточная Римская империя оказалась в крайне тяжелом положении. С запада – чуждая по духу, жадная инославная Европа, а с востока – непрерывный натиск воинственных мусульманских племен. Ко времени пребывания митрополита Киприана в Москве, то есть к концу XIV – началу XV века, за Восточной Римской империей оставалась лишь небольшая территория на западе Малоазийского полуострова. Вся империя, а также православные государства на Балканском полуострове оказались под властью турок. Держался фактически один Константинополь. Но через полстолетия падет и он.
Ромеи остро чувствовали надвигающуюся катастрофу, причем катастрофу не только государственно-политическую, не только культурную. Надвигалась катастрофа эсхатологическая, рушилось последнее благословенное царство истории человечества – Римское (католический, еретический Запад в расчет, разумеется, не принимался), рушился оплот православия.

Здесь надо осмыслить еще одну специфическую особенность исторического сознания людей того времени, во всяком случае, сознания правящих слоев Римской империи. В их сознании сосуществовали как бы две административные географии. На карте одной из них – так сказать, политико-административной – быстро и постоянно менялись границы государств и княжеств. Вторая же география – церковно-конфессиональная – была гораздо более устойчивой. При этом ее границы не совпадали с границами государственных владений. Так, например, несмотря на татаро-монгольское нашествие и захват Ордой фактически всей Восточной Европы, Константинополь сохранял на этой территории свое церковное управление и считал эту территорию и ее население неотъемлемой частью своей православной ойкумены. Более того, Орда принимала этот фактор как абсолютно законный и считалась с ним при организации своей административной системы даже после того, как в начале XIV века в Орде было принято мусульманство. Именно поэтому Русская Церковь, в отличие от русских княжеств, была освобождена от дани Орде. Признанным хозяином Русской Церкви был Константинополь.

Для Константинополя православная Русь в то время еще оставалась Киевской Русью. Русские митрополиты именовались Киевскими и всея Руси и посвящались в Константинополе. Тем самым Константинополь отстаивал идею Вселенского православия, борясь против стремления отдельных государств и княжеств замкнуться в границах и интересах узкоместнических и превратить Церковь в орудие княжеского сепаратизма. Римская империя – понятие отнюдь не только государственно-политическое, оно несет в себе духовный, мистический смысл. Этот момент является ключевым в понимании личности митрополита Киевского и всея Руси Киприана.

Посмотрим, как развивались события на территории Восточной Европы.

Часть карты Европы XV века. На ней видны протяженные по территории Золотая Орда, Литва, Польша, Новгородская республика и маленькое Московское княжество


На Руси в это время шла упорная борьба за первенство между двумя силами: Москвой, с одной стороны, и великим княжеством Литовским в союзе с Тверью – с другой. Литовское княжество занимало тогда огромную территорию. На западе оно граничило с Польшей, а на востоке – с Тверью, Москвой, Рязанью. Вся Белоруссия и Малороссия с Киевом во главе входили в состав Литвы. В документах того времени это княжество называлось Русско-Литовским, так как большинство его населения было русским и православным, все документы в Литовском княжестве писались на русском языке, и даже часть литовских князей была православной. Правящая же династия Литвы, в качестве курьезного анахронизма, оставалась тогда языческой, правда, постоянно угрожая то папе принятием православия, то Константинополю уходом в католичество.

Константинопольские вселенские чаяния и княжеская верхушка Литвы, и московские князья вряд ли принимали близко к сердцу. Их цели были гораздо яснее и проще. Каждое княжество стремилось не только к независимости (в том числе и от Константинополя), но и к гегемонии.

Разумеется, не надо думать, что в Константинополе не понимали всей неизбежности, более того, естественности сепаратистской политики княжеств. Но Константинополь вел виртуозную дипломатию, постоянно находя компромиссы и решения, осуществляющие принцип некоего разумного управления – икономии, и не упуская при этом из вида и свою вселенскую сверхзадачу, сверхстратегию. Особенно интенсивно эта стратегия применялась тогда, когда во главе империи оказывались яркие, талантливые личности, как, например, император Иоанн Кантакузин (1341–1354) и патриарх Филофей (Коккин, 1353–1354, 1365–1376). Оба они были покровителями и единомышленниками будущего московского святителя Киприана.

В борьбе за первенство княжеств на территории Восточной Европы Константинополь явно поддерживал Москву. Еще святитель Петр, будучи в 1309 году поставлен на Русь как митрополит Киевский и всея Руси, поселился не в Киеве, а, в конечном счете, в Москве и стал проводить откровенно промосковскую политику. Литовский князь, естественно, был этим недоволен, поскольку митрополит всея Руси управлял православными церквями и в Литве. Князь жаловался в Константинополь и требовал поставить в Литву своего митрополита. Следующий митрополит, Феогност, был грек, но он сразу же приехал на жительство в Москву, тоже вел политику промосковскую и тоже вызывал недовольство Литвы. Алексий, следующий митрополит Киевский и всея Руси, который из-за малолетства князя Дмитрия Ивановича и вовсе был фактическим правителем Москвы, был русский и в интересах Москвы совершал иногда очень смелые политические шаги. И опять Литва была недовольна, и опять литовский князь писал жалобы в Константинополь и требовал дать им своего митрополита. Константинополь вел себя осторожно, но при этом, что называется, стоял насмерть и только посылал жалобщикам грамоты, в которых уговаривал их не ссориться с митрополитом всея Руси, а иногда даже советовал просить у него прощения.

Очевидно, Москва для Константинополя была более надежным членом православного содружества. И, действительно, Литва в конце концов связала свою судьбу с католичеством, хотя русский народ на территории Литовского княжества и по сей день остался православным и пребывает под омофором все того же московского первоиерарха – Патриарха Московского и всея Руси.

Святитель Алексий, митрополит Московский


В этой обстановке и появилась на исторической сцене фигура Киприана, в тот момент еще не митрополита, а доверенного лица патриарха Константинопольского Филофея. Его первое посещение Руси в 1373 году было связано как раз с письмами литовского князя Ольгерда патриарху Филофею, в которых литовский князь жаловался на митрополита Алексия.
Известно, что в эту свою первую поездку на Русь Киприан успешно способствовал примирению Москвы с Тверью и Литвой. Он ездил в Литву, вместе с митрополитом Алексием посещал русские города, участвовал в хиротониях новых архиереев. В 1374 году по благословению митрополита Алексия им были переправлены из Вильны в Константинополь частицы мощей виленских мучеников-христиан Антония, Иоанна и Евстафия для их прославления в Константинопольской Церкви. Они были замучены в Вильне в 1347 году по приказу того же князя-язычника Ольгерда.

В 1375 году литовские князья попросили патриарха Филофея о назначении Киприана митрополитом Литовским. 2 декабря 1375 года патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского с тем, чтобы после смерти митрополита Алексия он стал Киевским и всея Руси. Но такая формулировка не была принята московским князем, и потому, когда 6 июня 1376 года митрополит Киприан прибыл в Киев, его попытки через послов добиться признания своих прав у Москвы, Новгорода и Пскова остались тщетными.

12 февраля 1378 года в возрасте 80 лет умер митрополит Алексий. Митрополит Киприан поехал в Москву с намерением вступить в права наследования вопреки воле князя. Предварительно он послал гонцов с письмами к игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому с просьбой поддержать его в Москве. Но на подъезде к Москве он был схвачен, ограблен, провел ночь в заточении, а затем был грубо, с глумлением выдворен за пределы Москвы. Почему же произошел столь жестокий конфликт между московским князем и митрополитом?

Есть все основания предполагать, что как раз в эти годы, то есть в конце 70-х годов XIV века, в Москве усилилась боярская партия, которая видела политический путь Москвы в подчинении Орде и в сотрудничестве с генуэзскими купцами – католическими противниками Константинополя, как путь более надежный и спокойный. Политика Орды была тесно связана с генуэзской торговлей в Крыму и в Сарае. Генуэзцы очень пристально следили за отношениями Руси и Орды и в возвышении Москвы, а также в ее союзе с Литвой были крайне не заинтересованы.

Генуэзские и венецианские купцы захватили себе всю торговлю на Черном и Средиземном морях, имели также экономические и политические связи с Ордой и держали в кабальной зависимости экономику Константинополя. При этом Генуя и Венеция вели ожесточенную борьбу между собой за превосходство на мировом рынке и активно использовали в своих целях политические нестроения как в Константинополе, так и на Руси. Так что Киприан – ставленник и единомышленник патриарха Филофея, борца за объединение Руси и непримиримого врага генуэзцев-католиков, – этим политическим кругам был явно нежелателен.

Именно поэтому кандидатом на митрополичий престол был выдвинут Митяй, который был ради этого пострижен в монашество с именем Михаил и поставлен архимандритом московского Спасского монастыря. С благословения великого князя Михаил-Митяй, как именует его летописная повесть, спешно направился в Константинополь для утверждения в сане митрополита Киевского и всея Руси синодом и Константинопольским патриархом. По пути Митяй был благосклонно принят Мамаем и с почетом пропущен через его владения и через генуэзский Крым.

На этом драматическом эпизоде мы прервем историческую последовательность нашего повествования и, вернувшись на несколько десятилетий назад, более подробно познакомимся с личностью самого Киприана.

Святитель Григорий Палама


Прежде всего бросается в глаза необыкновенная целеустремленность и энергия, с которой он добивался своих целей. Далее, думается, что вполне справедливо было бы охарактеризовать его как личность харизматическую, то есть богато наделенную духовными дарами и талантами. И, наконец, Киприан, безусловно, был человеком глубочайшей культуры и высокой идейности. Пожалуй, можно не сомневаться, что в этом смысле он возвышался над большинством своих современников. Ну и, конечно же, не надо забывать, что он был человеком своего времени, которое придавало его поведению и поступкам особый колорит, для нас, может быть, не всегда привычный.

Будущий московский святитель родился в тогдашней столице Болгарии, городе Тырново. Происходил из весьма знатного рода Цамблаков.  Годом рождения святителя считается 1330-й . В Болгарии это было время взлета духовной культуры. Эту эпоху – XIV век – называют вторым «золотым веком» болгарской литературы. Первым «золотым веком» был век болгарского царя Симеона (конец IX – начало X века), когда продолжались и развивались просветительские традиции славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Духовной почвой второго «золотого века» было монашеско-исихастское движение в первой половине XIV века.

Об исихазме написано очень много. Здесь нет возможности останавливаться на этой теме подробно, но на некоторые моменты указать необходимо. В плане монашеской молитвенной практики исихазм – это некий метод, буквально означающий внутренний покой, тишину, уединение, безмолвие, углубление в молитву. Но в XIV веке эта монашеская практика личной молитвы обернулась бурным общественным движением и горячими спорами. Противниками исихастов были гуманисты, для которых Бог существует лишь как отвлеченное понятие, а вся духовная жизнь человека, по их мнению, проходит в сферах материальных. Исихасты же утверждали, что при достижении духовного совершенства человеку открывается реальная возможность общения с Богом. Психологически учение исихастов сводилось к духовному оптимизму, к вере в реальную возможность общения человека с нетварным миром. Из этого личного оптимизма неизбежно вытекал оптимизм и духовно-социальный, то есть вера в возможность существования на земле общества, устроенного по Божественным законам, по законам Горнего мира.

Началом исихастского движения в Болгарии была деятельность преподобного Григория Синаита. В 1325–1328 годах он с Афона перебрался к границам Болгарии и основал там монастырь. А один из сподвижников Григория, Феодосий, основал Килифаревский монастырь близ Тырново. В этих монастырях началась интенсивная деятельность по распространению исихастской литературы. В XIV веке Тырново стало одним из крупнейших культурно-духовных центров православного мира. Современники ставили Килифаревский монастырь в один ряд с Афоном.


Именно в этом монастыре и начал подвизаться в юности будущий святитель Киприан. Через некоторое время он ушел в Константинополь, а затем на Афон.   Высокие достоинства личности Киприана способствовали его сближению с Филофеем Коккиным, тогда игуменом греческой лавры святого Афанасия, а впоследствии патриархом Константинопольским – богословом, поэтом, историком, автором полемических трактатов, агиографических и гимнологических сочинений. Когда в 1364 году Филофей стал патриархом, он взял Киприана себе в апокрисиарии (ходатай по церковным делам). Киприан выполнял ответственейшие поручения выдающегося патриарха энергично и успешно. Филофей был лет на тридцать старше Киприана, однако между ними были близкие, доверительно-дружеские отношения единомышленников, тем более что их объединяло общее исихастское мировосприятие.
Патриарх Филофей был сподвижником и пламенным последователем главной фигуры исихастского движения – святого Григория Паламы. В 1368 году именно патриарх Филофей совершил церковное прославление святителя Григория, написал его житие и составил ему службу. Святитель Григорий отошел ко Господу в 1359 году, так что и Киприан мог еще видеть этого великого святого подвижника в сане архиепископа Солунского.


Здесь же необходимо упомянуть еще одну незаурядную личность того времени – императора Иоанна Кантакузина, который всю жизнь был близким другом патриарха Филофея, а, следовательно, и покровителем его сподвижника и единомышленника Киприана.

Иоанн VI Кантакузин с 1347 по 1354 год был императором, а затем, добровольно уступив престол своему зятю Иоанну V Палеологу, принял монашество с именем Иоасаф (ил. 6). Но при этом вплоть до низложения Иоанна V в 1376 году, то есть еще более 20 лет, он продолжал фактически управлять империей, занимаясь одновременно литературными трудами, историей, богословием. Как пишет о нем известный отечественный ученый Г. М. Прохоров, «если прежде его политика служила богословию, то теперь посредством богословия он проводил свою политику».

Именно они-то, эти два выдающихся государственных деятеля, Иоанн Кантакузин и патриарх Филофей, все свои силы направили на объединение православного мира, в том числе на объединение Руси и, в частности, на утверждение авторитета Москвы. Именно из этой высокодуховной среды, из этих политических кругов и вышел будущий русский митрополит Киприан.

Алексей Артемьев
19 сентября 2006 г.


СВЯТИТЕЛЬ КИПРИАН, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. ЧАСТЬ 2

Святитель Киприан


Но вернемся опять к тому моменту, на котором мы прервали наше повествование.

Великий князь хотел видеть на московской кафедре своего ставленника – архимандрита Михаила. Он даже думал, было, утвердить Михаила-Митяя, в обход Константинопольской патриархии, прямо в Москве, причем в звании митрополита уже не Киевского, а Великой Руси. Но канонически осуществить это не удалось, и Митяй поехал рукополагаться в Константинополь, где к этому времени не было уже патриарха Филофея, а был его антипод по убеждениям патриарх Макарий. Туда же поехал и Киприан, причем показательно, что поехал другим путем, нежели Митяй, видимо, зная, что его Мамай не пропустит.

В пути Киприан написал и отправил несколько писем игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому.   В этих посланиях он упрекал москвичей, что они не сумели поддержать своего законного митрополита в конфликте с князем и, описывая свои злоключения, выражал возмущение поведением князя, но при этом писал, что почитает его как великого князя всея Руси и молится о нем и его семействе.

По пути в Константинополь Киприан заехал в Болгарию, в свой родной город Тырново. О том, как его там встречали, очень красочно вспоминается в «Похвальном слове Киприану», которое было произнесено уже после смерти святителя его племянником Григорием Цамблаком. Григорий, видимо, еще мальчиком присутствовал при этом событии, и впечатление от этого торжества осталось у него на всю жизнь. В «Похвальном слове» говорится о том, как тогда, в 1379 году, буквально весь город вышел встречать своего знаменитого земляка: «Мужчины и женщины, богатые и бедные, старики и дети, здоровые и больные – все стремились коснуться его священных одежд, его ноги или руки, а кто не успевал, оставались в отдалении и издалека принимали от него благословение, и исцеление, и духовное восхищение».

А дальше происходят события, поистине достойные приключенческого романа. Претенденты на престол митрополита всея Руси решительно направились в Константинополь. Когда ставленник великого князя Димитрия, Михаил-Митяй, пересек Черное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности. Однако, посовещавшись, они решили не возвращаться в Москву без митрополита, а быстро избрать из сопровождавших Митяя клириков другого кандидата. После бурных дебатов был избран переяславский архимандрит Пимен.

Московиты схоронили Митяя в Галате, на территории, принадлежавшей генуэзцам (что еще раз свидетельствует о том, что генуэзцы в этой истории были заинтересованными лицами), и направились в Константинополь, куда уже прибыл святитель Киприан. Однако в столице в это время власть опять переменилась. Императором опять стал Иоанн V Палеолог, но патриарха Филофея уже не было в живых. На его месте оказался патриарх Нил, который, хотя и придерживался тех же взглядов, что и Филофей, но был гораздо менее выдающейся личностью.

Московская делегация решила представить дело таким образом, будто Пимен это и есть посланник великого князя. Начались бурные интриги и подкупы. Под княжеские векселя были заняты у турок и генуэзцев огромные суммы денег. Патриарх Нил делал вид, что поверил московской делегации, хотя в присутствии Киприана подобное было просто исключено.

Тем не менее, малодушные представители Константинопольской патриархии, видимо, щедро подкупленные, все же решили так выйти из сложного положения: патриарх объявил, что рукоположит Пимена в митрополита Киевского и Великой Руси, а Киприана – в митрополита Литвы и Малороссии. Святитель Киприан не стал дожидаться акта поставления Пимена и уехал в Литву. Это было летом 1380 года.

Куликовская битва. Миниатюра XVI в. из рукописного лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского»


Однако в это время на Руси назревало событие, которое повернуло весь ход европейской истории, – 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва. Она повлияла не только на общий ход истории, но и на судьбы отдельных исторических личностей. В 1381 году великий князь Димитрий послал симоновского игумена Феодора в Киев «по Киприана» с приглашением его в Москву. (Пимен в это время был еще в Константинополе.)

Почему произошла такая перемена в отношении московского князя к митрополиту? Известный православный историк протоиерей Иоанн Мейендорф в своей книге «Византия и Московская Русь» пишет, что подобную перемену можно объяснить лишь, если допустить, что Киприан оказал московскому князю какую-то значительную услугу в его победе на Куликовом поле.

Одна такая услуга известна. По благословению святителя Киприана литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перед самой Куликовской битвой, в 1379–1380 годах, перешли на службу к великому князю московскому. Их участие в Куликовской битве значительно повлияло на ее победоносный исход.

Но, возможно, была и еще одна, более важная услуга. Известно, что у Мамая был мощный союзник – литовский князь Ягайло Ольгердович, с которым Мамай должен был соединиться на Куликовом поле. Если бы Ягайло соединился с Мамаем, исход битвы неизбежно был бы другим. Но Ягайло опоздал на битву! Было ли это случайностью?

Киприан в это время как раз находился в Литве. Личный контакт Киприана с Ягайло – известный факт. Можно ли представить, что неутомимо-деятельный митрополит, для которого объединение Руси было делом всей его жизни, в этот судьбоносный для Руси момент оставался в стороне от происходящих событий?

Есть и еще одна возможность объяснения происшедшей перемены – ходатайство перед великим князем троицкого игумена Сергия. После Куликовской битвы авторитет преподобного Сергия возрос и стал непререкаемым.

Но, так или иначе, а митрополит Киприан на праздник Вознесения Господня в 1381 году торжественно был встречен в Москве и признан митрополитом Киевским и всея Руси.

Осенью того же 1381 года в Москву из Константинополя возвратился Пимен. Правда, до Москвы его, так же, как в свое время Киприана, не допустили. В Коломне он был схвачен и брошен в тюрьму. Кое-кого из его свиты даже казнили за самоуправство.

Признанный же Москвой митрополит Киприан сразу активно взялся за дело. Он установил в Москве почитание великого князя Александра Невского, который, с одной стороны, был прямым предком Димитрия Донского, а с другой – победителем крестоносцев. В данный момент в состоянии жестокой борьбы с этим рыцарским орденом находилась Литва.

В это же время Киприаном было написано житие митрополита Петра. В этом житии он поднимал многие вопросы взаимоотношения церковной и княжеской властей, актуальные и для него самого. Им были также составлены служба этому московскому святителю, похвальное слово и молебный канон.

Однако вскоре ситуация опять резко изменилась. Мамай был разбит, но на Золотой Орде это если и отразилось, то, скорее, в сторону ее усиления. Хан Тохтамыш, непримиримый враг Мамая, владевший огромной территорией по левую сторону Волги, в 1381 году добил Мамая на Калке и объединил свои владения с правобережными степями и Крымом. Признать Москву не данником, а политическим партнером Тохтамыш, разумеется, намерений не имел.

В августе 1382 года татары подошли к Москве, взяли ее и предали опустошительному разорению. Димитрий вынужден был капитулировать и опять признать над собой власть Золотой Орды. В тот момент казалось, что Куликовская битва потеряла свое значение и победа была напрасной.

Киприан был первым русским митрополитом, который ни разу не ездил в Орду и никаких сношений с татарами никогда не имел. В переменившейся ситуации он был совершенно неподходящей для Москвы фигурой. Киприану вновь пришлось покинуть Москву и уехать в Киев, то есть в Литву. К тому же не надо забывать, что и с канонической точки зрения у Киприана тогда не все было безупречно. Все-таки митрополитом Киевским и Великой Руси в Константинополе был рукоположен Пимен. Димитрий помирился с Пименом и отдал ему митрополичью кафедру в Москве, хотя не все московское духовенство с этим согласилось.

Период с осени 1382 года до весны 1390 года именуется в истории Руси периодом церковной смуты.

У нас нет возможности да и надобности описывать все запутанные перипетии, происходившие в то время вокруг митрополичьей кафедры: поездки в Константинополь Киприана, Пимена и других претендентов на митрополичий престол и участие во всем этом великого князя московского. Скажем только, что ситуация разрешилась в конце концов лишь со смертью основных ее участников.

Св. блгв. кн. Димитрий Донской


Великий князь Димитрий Донской умер 19 мая 1389 года в Москве. Тело его обрело покой в Архангельском соборе Московского Кремля.
Митрополит Пимен, не доехав до Константинополя, умер 11 сентября 1389 года. Его похоронили в той же генуэзской Галате, где и Митяя.

15 августа 1389 года, в день Успения Божией Матери, во Владимире был возведен на великокняжеский московский престол Василий Дмитриевич.

Но еще в феврале 1389 года, то есть при жизни великого князя Димитрия и митрополита Пимена, новый Константинопольский патриарх Антоний низложил Пимена и подтвердил права Киприана на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

1 октября 1389 года, на Покров Божией Матери, Киприан выехал из Константинополя. 6 марта 1390 года, на Крестопоклонной неделе Великого поста, в сопровождении греческого и русского духовенства он прибыл в Москву. Здесь его с любовью встретил новый московский князь Василий Дмитриевич со своей матерью, княгиней Евдокией Дмитриевной, и со всеми боярами. Москва, наконец, единодушно признала и приняла уже 60-летнего Киприана. За этим последовало 17-летнее предстояние Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, пред Богом во главе Русской Православной Церкви.

Об этом в высшей степени плодотворном периоде в истории Русской Церкви и всей русской культуры далее и пойдет речь.

Оказавшись на митрополичьей кафедре в Москве, Киприан оставался верен своей главной стратегической идее и традиции патриарха Филофея – укреплению Вселенского православия и борьбе за единство православного содружества. Он упорно требовал, чтобы в русских церквях на литургии в первую очередь поминали имя «благочестивейшего и благовернейшего» императора Константинопольского, который был священным символом Римской империи. Тем самым святитель Киприан формировал идею преемства московскими князьями исторической миссии православных императоров.

Будучи выдающимся знатоком православного богослужения Константинополя, Афона, Болгарии, святитель начал активную деятельность по исправлению и приведению к единству богослужебной практики в Русской Церкви. Митрополит Киприан собственноручно переписал такие богослужебные и вероучительные книги, как Псалтирь, Служебник, Требник, Лествицу Иоанна Синайского, сочинения Дионисия Ареопагита, перевел с греческого на славянский некоторые молитвы и каноны патриарха Филофея. Именно митрополитом Киприаном было принесено на Русь и распространено для чтения толкование на Евангелие святителя Феофилакта Болгарского.

Новейшие исследования склоняются к мнению, что не без литературного влияния Киприана возникли и известные произведения Куликовского цикла: «Задонщина», пространная редакция летописной «Повести о Куликовской битве», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Слово о жизни и смерти великого князя Дмитрия Ивановича, русского царя» и оригинальная работа «Список русских городов, далеких и близких». Предполагается также участие митрополита Киприана в создании и редактировании Московского летописного свода 1408 года, известного под названием «Троицкая летопись».

В последующие века церковно-историческое предание приписало авторству Киприана такие произведения, как «Кормчая», «Степенная книга» и др., что опровергается современной исторической наукой. Однако сам факт существования таких преданий говорит о том, что в исторической памяти личность митрополита Киприана запечатлелась как некий легендарно-идеальный образ высокоученого иерарха, имеющего абсолютный авторитет. Подобное произошло ранее со святителем Иоанном Златоустом, которому принято было приписывать авторство многих безымянных поучений.

Но мы достоверно знаем, что именно митрополит Киприан утвердил на Руси почитание святого Григория Паламы в неделю 2-ю Великого поста, а также анафематствование еретиков в неделю Торжества православия.

В современной филологической науке эпоху Киприана на Руси принято называть временем «второго южнославянского влияния». Как раз в те годы Балканские страны на многие столетия погружались во тьму турецкого владычества. 19 июля 1389 года произошла трагическая битва на Косовом поле. В 1393 году под ударами турок пала столица Болгарии Тырново. В результате началась эмиграция культурных сил с Балкан на Русь. Второй «золотой век» болгарской литературы продлил свое существование уже на Руси. Безусловно, присутствие болгарина Киприана на первосвятительской кафедре способствовало этому культурному явлению.

Возникновение нового направления наблюдается в это время на Руси не только в области литературы, но и в изобразительном искусстве. Вряд ли его можно связывать с балканским влиянием. Скорее, это был результат вселенского духовного подъема перед гибелью Восточной Римской империи, но в условиях возрождающейся Руси.

Впечатляющим признаком нового направления в изобразительном творчестве является то, что оно перестает быть безымянным. На небосводе загораются ослепительно сияющие звезды – такие гениальные личности, как Феофан Грек, Даниил Черный, преподобный Андрей Рублев. От мастеров предыдущей эпохи они резко отличаются высочайшим, если так можно выразиться, профессионализмом как чисто художественным, так и философско-богословским. И дошедшие до нас рукописи того времени говорят сами за себя. Они являются непревзойденными шедеврами русского книгописания.

Киевская Псалтирь


Интересна, например, история знаменитой лицевой рукописи, так называемой Киевской Псалтири. В приписке к ней есть прямое указание, что она написана в Киеве протодиаконом Спиридонием по заказу владыки Михаила в 1397 году.
Ссылаясь на эту приписку, украинские ученые пытались связать эту рукопись с малороссийской культурой того времени.

Однако тщательный анализ рукописи, ее языковых особенностей, почерка и всего художественного строя не оставляет сомнений в том, что рукопись принадлежит московской культуре. Именно в это время, в 1396–1397 годах, митрополит Киприан полтора года жил в Киеве. Жил в окружении многочисленной свиты, приехавшей с ним из Москвы. Спиридоний, судя по всему, был протодиаконом московского митрополичьего Успенского собора и одновременно искусным каллиграфом, а владыка Михаил, в прошлом епископ Смоленский, в то время уже был переведен в Москву и пребывал в числе клириков, приближенных к митрополиту Киприану.

Вообще, с восшествием святителя Киприана на митрополичью кафедру в Москве собрались все лучшие художественные силы Руси. Именно в 1390 году в Москву из Новгорода приезжает Феофан Грек. И ясно, что по заказу митрополита Киприана вместе со своими сподвижниками Даниилом Черным, Андреем Рублевым и Прохором с Городца он расписывает кремлевские соборы.

Эти универсальные мастера, видимо, принимали участие и в украшении рукописей. Так, в первые годы XV века ими были выполнены миниатюры к знаменитой рукописи Евангелие Хитрово.

Современники оценивали влияние Киприана на жизнь Руси так: «Его же благословением земля Русская мир глубокий приемлет», а «исправлением книжным и учением его светляется паче солнечных зарей и напаяется яко от источника приснотекуща».

Но помимо чисто духовной деятельности первоиерарх Русской Церкви должен был заниматься делами церковно-административного управления. И митрополит Киприан справлялся с этими делами уверенно и по-хозяйски. Он активно посещал важнейшие духовные центры и города своей епархии, ставил епископов, следил за соблюдением церковных канонов, занимался судебными разбирательствами.

Не устранялся митрополит и от участия в решении политических проблем. Главной заботой святителя Киприана как политика было примирение и объединение всех княжеств, находившихся на территории его епархии. По его благословению 9 января 1391 года совершилось бракосочетание великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной.

С неизменным почтением и доверием относились к митрополиту Киприану многие сильные мира сего, иногда даже враждующие между собою. Это и московский князь Василий Дмитриевич, и тверской князь Иван Михайлович, и литовские князья Витовт и Ягайло… (В феврале 1386 года Ягайло принял католичество и стал польским королем Владиславом, но его дружбе с митрополитом Киприаном это не помешало.)

Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы.

В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг – от Аральского моря до Аравийского.

В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные.

В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери.

Сретение чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Кучковом Поле


Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.
Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» – «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией о спасении от неминуемой гибели.

И чудо совершилось.

Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город – легкая добыча и военная слава. Это произошло 26 августа 1395 года.

В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и мо­лились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг.

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.

Вся эта драматическая история православным людям достаточно хорошо известна, но менее известно ее продолжение, которое тоже было результатом всенародных молитв и необычайно повлияло на весь ход русской истории. Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года. Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала существовать как степная цивилизация, как единое государство. Для Руси это событие имело колоссальное значение.

Наступил XV век. Владыка Киприан был уже 70-летним старцем, утомленным напряженной многолетней борьбой и непрерывными трудами. В последние годы жизни он все более любил уединяться в своей подмосковной загородной резиденции, расположенной при слиянии рек Сетуни и Раменки. Сегодня это место можно увидеть в Москве вблизи Мосфильмовской улицы. Оно, в окружении современных домов, удивительным образом сохранило свое первозданное состояние, оставшись почти таким, каким было во времена Киприана. Нет только церкви Трех Святителей. Зато километрах в трех от этого места в XVII веке была построена другая церковь – Живоначальной Троицы в Голенищеве. Сюда в XVII веке была перенесена загородная резиденция московских первосвятителей, тогда уже патриархов.

Последним делом митрополита Киприана было посещение им западных областей митрополии в 1404–1405 годах. Известно, что Витовт встретил его в Вильне с большими почестями и что святитель Киприан присутствовал при особой встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе.

1 января 1406 года святитель Киприан возвратился в Москву и 16 сентября 1406 года умер в своей загородной резиденции. Перед смертью он написал известную разрешительную молитву, которая и была прочитана над его гробом.

Митрополит Киприан был похоронен в юго-западном углу Успенского собора Московского Кремля, согласно его собственному завещанию.

29 мая 1472 года при строительстве нового и разборке старого Успенского собора в Кремле были обретены мощи святителя Киприана и перенесены в новый собор. Этот год и считается годом его прославления.

В завершение наших размышлений хотелось бы остановить внимание на факте странной недооценки личности и деятельности митрополита Киприана. Иногда в трудах церковных историков это выражается просто краткостью упоминаний о нем, как, например, у Н. Д. Тальберга. В «Истории Русской Церкви» митрополита Макария святителю Киприану уделено достаточно много места, однако оценка его деятельности, скорее, сдержанная, чем положительная. У А. В. Карташева мы и вовсе находим упреки в адрес святителя.

В Русской Православной Церкви есть особый праздник святителей Московских (5 октября по старому стилю). Число святителей, почитаемых в этот день, со временем менялось. Сначала их было трое: Петр, Алексий, Иона. Затем в XVII веке, при патриархе Никоне, прибавился митрополит Филипп и, наконец, в 1913 году – патриарх Ермоген. Сегодня – это день пяти Московских святителей. Однако в храмах сегодня можно слышать имена и других, недавно прославленных святителей Московских: митрополита Макария, патриархов Иова и Тихона, иногда митрополитов Московских Филарета и Иннокентия. Но имя Киприана почти забыто.

На Руси во времена святителя Киприана, безусловно, наблюдался самый высокий взлет русской духовной культуры. Может быть, именно сияние столь славных имен того времени, таких как преподобные Сергий Радонежский, Андрей Рублев, святитель Стефан Пермский, Феофан Грек, Епифаний Премудрый, многочисленный сонм учеников преподобного Сергия – затмило в нашем сознании личность предстоятеля всей Русской Церкви, отодвинув ее на второй план? А может быть, вселенский масштаб этой личности просто не уложился в рамки московской государственности? Но ведь благодаря этому, видимо, далеко не всеми осознаваемому «вселенскому масштабу» именно в эпоху Киприана произошло духовное становление Русского государства, зарождение Великой Руси.

В XX веке учеными-историками была проделана огромная работа по осмыслению исторических процессов прошлых веков и особенно по проникновению в смысл культурно-духовной жизни Древней Руси. В результате, в работах таких крупнейших ученых ХХ века, как Г. М. Прохоров и протоиерей Иоанн Мейендорф начинает раскрываться личность митрополита Киприана как выдающегося церковного деятеля и одного из величайших людей той сложной эпохи.

600-летняя годовщина со дня преставления выдающегося московского святителя Киприана напоминает нам о его церковном подвиге и высоте этого подвига и призывает к духовному деланию, столь необходимому в наш погружающийся в нечувствие и равнодушие XXI век.

Алексей Артемьев
20 сентября 2006 г.

http://www.pravoslavie.ru/2557.html

 
 
По теме
С праздником! - Спасский район Уважаемые спасчане! Примите искренние позравления со священным праздником Курбан-Байрам!
20.08.2018
 
Нижний Новгород. 20 августа. НТА-Приволжье – Икона целителя Пантелеимона будет находиться в селе Глухове Дивееского района Нижегородской области до 26 августа.
20.08.2018
Прихожане Серафимовского храма поселка Сатис Первомайского района совершили паломничество в Санаксарский монастырь - Нижегородская епархия Текст Ташинского благочиния Лысковской епархии 15 августа прихожане храма в честь преподобного Серафима Саровского поселка Сатис Первомайского района (Ташинское благочиние) совершили паломническую поездку в Санаксарск
20.08.2018
 
Епископ Силуан освятил поклонный крест в селе Кисленка Пильнинского района - Нижегородская епархия Текст пресс-службы Лысковской епархии 17 августа епископ Лысковский и Лукояновский Силуан совершил чин освящения поклонного креста на въезде в село Кисленка Пильнинского района.
20.08.2018
фото Кирилла Мартынова Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершит молебен на начало IX Межъепархиального велопробега православной молодежи «Дорога к храму» 21 августа в 14:00 у кафедрального собора в ч
20.08.2018
 
Митрополит Георгий возглавил всенощное бдение в храме в честь Рождества Христова села Рождественский Майдан Арзамасского района - Arzamas-City.Ru 18 августа, в канун двунадесятого праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил всенощное бдение в храме в честь Рождества Христова,
20.08.2018
 
Осужденные женщины ИК-2 поклонились иконе с мощами Преподобного Серафима Саровского - УФСИН России В храм в честь Преподобной Марии Египетской при ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области была доставлена икона с мощами Серафима Саровского, после чего состоялся молебен с акафистом святого Чудотворца.
20.08.2018
 
С праздником Преображения Господня! - Нижегородская Духовная семинария 19 августа Святая Православная Церковь совершает празднование Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
19.08.2018
 
Митрополит Георгий возглавил всенощное бдение в храме в честь Рождества Христова села Рождественский Майдан Арзамасского района - Нижегородская епархия Текст Андрея Рукавишникова 18 августа, в канун двунадесятого праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,
18.08.2018
В Успенском храме села Суворово Дивеевского района отметили день памяти Пузинских мучениц - Нижегородская епархия Текст Андрея Рукавишникова 18 августа Русская Православная Церковь особо чтит память Пузинских мучениц Евдокии (Шейковой), Дарии (Тимагиной), Дарии (Улыбиной) и Марии (фамилия неизвестна).
18.08.2018
 
Прихожане Никольского храма села Новые Березники посетили Дивеевский монастырь - Нижегородская епархия Текст Дальнеконстантиновского благочиния 15 августа прихожане храма в честь святителя и чудотворца Николая, расположенного в селе Новые Березники Дальнеконстантиновского района Нижегородской области,
17.08.2018
В поселке Воскресенское отметили престольный праздник придела собора в честь Воскресения Словущего - Нижегородская епархия Текст Елены Синотовой 10 августа, в день особого почитания Смоленской иконы Божией Матери, в соборе в честь Воскресения Словущего, расположенном в поселке Воскресенское Нижегородской области (Городецкая епархия),
17.08.2018
 
Яблочный спас плоды  припас - Сеченовский район Начался Успенский пост, один из четырёх многодневных постов церковного года (с 14 по 27 августа включительно), завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.
17.08.2018
IMG_9960 - Нижегородская академия МВД Руководством факультета профессиональной подготовки была организована встреча с имам-хатыбом Нижегородской соборной мечети Умяровым Иршатом Раисовичем на тему:
17.08.2018
 
Встреча иконы состоится в Арзамасе 19 августа в 17:00 на пересечении улиц Калинина и Карла Маркса, потом крестным ходом святыня будет перенесена в Воскресенский кафедральный собор, там состоится всенощное бдение.
16.08.2018
В Сормовское благочиние прибыл крестный ход с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери - Нижегородская епархия Текст Сормовского благочиния 15 августа в Сормовское благочиние Нижегородской епархии прибыли участники ежегодного крестного хода с чудотворной Владимирской Оранской иконой Божией Матери.
16.08.2018
 
Источник: Канцелярия Собора Воскресения Словущего р. п. Воскресенское Нижегородской области 29 августа — в храме святых бессребренников Космы и Дамиана с. Глухово;
16.08.2018
В православном детском саду Дзержинска прошли утренники, посвященные празднику Преображения Господня - Нижегородская епархия Текст Воскресенского благочиния 16 августа в православном детском саду города Дзержинска прошли утренники, посвященные Преображению Господню.
16.08.2018
Несовершеннолетние осужденные Арзамасской ВК получили возможность насладиться всей красотой Дивеевского монастыря - УФСИН России В рамках проекта «По пути к добру и свету» состоялась экскурсионная поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, участниками которой стали осужденные и сотрудники Арзамасской ВК ГУФСИН России по Нижегородской области,
16.08.2018
 
«Святой уголок России» - Администрация Арзамасского района Сотрудниками Арзамасской центральной районной библиотеки им. И.Н. Сахарова была организована поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в рамках проекта «По пути к добру и свету»,
16.08.2018
Торжества в честь преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской пройдут в Нижегородской области 19-20 августа - НТА-Приволжье Нижний Новгород. 16 августа. НТА-Приволжье – Торжества в честь преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской пройдут в Нижегородской области 19-20 августа.
16.08.2018
Нижний Новгород. 16 августа. НТА-Приволжье – День памяти святого праведного Алексия Бортсурманского отметят в Пильнинском районе Нижегородской области 17 августа.
16.08.2018
Прокуратура требует выселить из служебной квартиры бывшего главу администрации Кстовского района Николая Бондаренко - АПН-Нижний Новгород Прокуратура подала исковое заявление о выселении из служебных квартир бывшего главу администрации Кстовского района Николая Бондаренко.
20.08.2018 АПН-Нижний Новгород
По предварительной информации, подросток не обращался за медицинской помощью Александр Ефанов / АиФ Следователи проводят проверку по факту конфликта с участием охранника и подростков в одном из магазинов Сарова,
20.08.2018 АиФ Н.Новгород
С праздником Преображения Господня! - Нижегородская Духовная семинария 19 августа Святая Православная Церковь совершает празднование Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
19.08.2018 Нижегородская Духовная семинария
Осужденные женщины ИК-2 поклонились иконе с мощами Преподобного Серафима Саровского - УФСИН России В храм в честь Преподобной Марии Египетской при ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области была доставлена икона с мощами Серафима Саровского, после чего состоялся молебен с акафистом святого Чудотворца.
20.08.2018 УФСИН России
14 августа, в первый день Успенского поста, чаще именуемого в народе Медовым Спасом, в Дзержинске состоялось освящение храма в честь преподобного Серафима Саровского.
16.08.2018 Репортер и время
фото Кирилла Мартынова Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершит молебен на начало IX Межъепархиального велопробега православной молодежи «Дорога к храму» 21 августа в 14:00 у кафедрального собора в ч
20.08.2018 Нижегородская правда
  Во вторник, 14 августа, в Дзержинске митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил храм в честь преподобного Серафима Саровского.
16.08.2018 Дзержинское время
Мероприятия в рамках фестиваля пройдут с 27 августа по 1 сентября pixabay.com Фестиваль «Нижегородский кинограф» пройдет в центре культуры «Рекорд» с 27 августа по 1 сентября, сообщается на сайте центра.
20.08.2018 АиФ Н.Новгород
6 тысяч человек приняли участие в спортивно-беговом фестивале #Прокачайсебя2018, который состоялся 19 августа 2018 года на территории вокруг стадиона «Нижний Новгород».
20.08.2018 Нижегородские новости
Уже много лет в нашей стране во вторую субботу августа отмечается всероссийский день физкультурника.
18.08.2018 Вачская газета
Фото с сайта Хк «дизель» Участие в предсезонных турнирах на минувшей неделе приняли и ХК «Саров» (Высшая хоккейная лига), и нижегородская «Чайка» (Молодёжная).
20.08.2018 Нижегородская правда
«На данный момент промыты и опрессованы системы отопления в 1284 домах, что составляет 94% от запланированного объема», - Антон Чернов Сегодня в рамках оперативного совещания начальник управления жилищного фонда,
20.08.2018 Администрация Автозаводского района