Вознесение Господне

Фото: www.logoslovo.ru

Вознесение Господне
Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).
Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV–XV). Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303). Сщмч. Альвиана, еп. Анейского, и учеников его (304). Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).
Сщмч. Иоанна Васильева пресвитера (1942); сщмч. Николая Тохтуева диакона (1943).
Старорусской иконы Божией Матери (1570).

Утр. – Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53.

На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покрове́н...». Вместо «Честнейшую» поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца».
На литургии антифоны праздника. Вхо́дный стих: «Взыде Бог в воскликнове́нии, Господь во гласе трубне». Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя... Тя паче ума и словесе́...». Вместо «Видехом Свет Истинный...» – «Вознеслся еси во славе...» (до отдания).
Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

Тропарь праздника, глас 4:
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак праздника, глас 6:
́Еже о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.

Величание:
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.

Задостойник, глас 5:
Велича́й, душе́ моя́,// возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца. Тя па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию,/ в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую,// ве́рнии, единому́дренно велича́ем.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.1:1–12; Лк.24:36–53)
Силу Вознесения Господня Св. Павел выражает так: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8)

Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начаток раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, Который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает, что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена.

Приди всякий и бери. Но заготовь сокровищехранительницу – чистое сердце; имей руки, чем брать – веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся.


Икона Вознесения Господня, кисти св. Андрея Рублева, 1408 г. Третьяковская галерея

Вознесе́ние Госпо́дне (греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini)   - церковный праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели.
В этот день вспоминается одно из главных событий Священной истории - восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима "и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо". (Лк. 24, 51). "И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 9-11).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк. 24, 26; Деян. 5, 31; (Еф. 4, 8-10; Флп. 2, 6-11; 1 Тим. 3, 16; Евр. 1, 3, 5; Евр. 2, 9; Евр. 5, 5; Евр. 12, 2; Откр. 3, 21; Евр. 12, 5; о «прославлении» после Воскресения - в 1 Пет. 1, 21; о «седении одесную Бога» - в Рим 8, 34; Еф 1, 20; Еф. 2, 5-6; Кол 3, 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк. 12, 35-37; Мк. 14, 62). В Откр. 3, 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4, 14; Евр. 6, 20; Евр. 7, 26; Евр. 8, 1; Евр. 9, 11-12, 24; Евр. 10, 12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф. 16, 27; Мф. 24, 30; Мф. 26, 64; Мк. 8, 38; Мк. 13, 26; Лк 21, 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3, 13; Ин 13, 1-3; Ин 16, 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3, 17, 31; Ин. 6, 38; Ин. 8, 23; Ин 13, 3; Ин 16, 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4, 8-10 и 1 Пет 3, 18-22 (ср.: Пс 67, 19 и Пс 138, 8).

Богословие Вознесения
Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа  [1]. В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6, 22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1, 3; Евр 9, 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9, 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7, 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24, 30; Лк 21, 27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4, 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию»  [2].

Установление праздника Вознесения Господня
До конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период)  [3]). В IV веке Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е правило I Вселенского собора), но и как самостоятельный праздник (напр., 43-е правило Эльвирского Собора (после 300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Храм Вознесения Господня на Елеонской горе

Несмотря на то что уже стараниями св. императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи  [4]. Одной из последних, видимо, об этой практике пишет западная паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении  [5]. Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи  [6], но, по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи - Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.
Указания на отдельное празднование Вознесения встречаются у свт. Григория Нисского  [7]  и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста  [8]. Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380)  [9]. Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (τεσσαρακοστή), о которой идет речь в 5-м правиле I Вселенского собора, следует понимать праздник Вознесения Господня  [10]. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе
Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407)  [11]  и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391)  [12], где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения Господня и Пятидесятницы). В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост. Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста - до или после Пятидесятницы; к VI веку было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста  [13]. К V веку практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно - напр., блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным»  [14].

Иконография

Вознесение Господне. Рельеф на двери базилики Санта Сабина, V век

Самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях (ок. 430) церкви Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и Ω , внизу - Богоматерь, над Ней 2 апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви  [15]; подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесения в Свящ. Писании и изображение этого события в христ. иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса.
На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господнем свидетельствует Церковное Предание: творения св. отцов, тексты службы праздника Вознесения. На ампуле Монцы  [16]  представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают 4 ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и 12 оживленно жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы  [17]  Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним - колесница прор. Иезекииля (тетраморф и колеса), 2 ангела поддерживают ореол, 2 других подносят победные венки, внизу, в центре,- Богоматерь, по сторонам - ангелы и апостолы, в т. ч. ап. Павел с книгой в руках.

В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует несколько псалмов. Так, в Хлудовской Псалтири  [18]  на миниатюре к Пс 23, 9-10 («Возмите врата князи ваша», л. 22) стоит Христос в сиянии, мандорлу несут 2 ангела, в небесном сегменте - двери; на другой, к Пс 46, 7 («Взыде Бог в воскликновении», л. 46 об.), Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространенным.

Вознесение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Larent. Plut. I 56. Fol. 13v)


В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе  [19]  или на сводах  [20]. В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, которые несут ореол с возносящимся Христом  [21].

В церкви вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г., в мандорле Христа изображены фантастические облачные фигуры зверей и рыб. Сцена Вознесения на миниатюре из Слов Иакова Коккиновафского, XII в.  [22], представлена в интерьере 5-купольного храма, в люнете которого - «Сошествие Св. Духа», в боковых пространствах - пророки Исаия и Давид с развернутыми свитками. На иконах XV в. Богоматерь, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью  [23].

Встречающееся у русских паломников («Хождение игумена Даниила», нач. XII в.) описание камня с оставленными на нем, по преданию, отпечатками стоп Спасителя оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI в., где этот камень изображен на горе, под мандорлой возносящегося Спасителя (напр., икона 1542, ПИАМ).
------------------------------------------------
[1]  1 Тим. 3, 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1
[2]  Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296
[3]  Tertull. De orat. 23
[4]  Euseb. Vita Const. 4. 64; см.: Kretschmar. 1954-1955
[5]  Eger. Itiner. 43. 5
[6]  Eger. Itiner. 42
[7]  Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693
[8]  Ioan. Chrysost. De st. pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; in Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753
[9]  Const. Ap. V 19
[10]  Talley. P. 63
[11]  CCSL. 9A. P. 32-37
[12]  CCSL. 9. P. 304, 312
[13]  Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3
[14]  Aug. Ep. 54; ок. 400 г.
[15]  Н. В. Покровский
[16]  VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия
[17]  Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13b, 586 г.
[18]  ГИМ. 129. Л. 22., сер. IX в.
[19]  церковь Св. Софии в Фессалонике, 880-885 гг.,- 2 ангела несут ореол, Богоматерь, ангелы и апостолы - среди деревьев на склонах купола; храмы Каппадокии, X-XII вв.; церковь св. Апостолов в Пече (Сербия, Косово и Метохия), 1230-е гг.
[20]  церковь Св. Софии, 840-е гг.; ц. Богородицы Перивлепты, 1295-1296 гг., в Охриде (Македония)
[21]  Спасский собор Мирожского монастыря, сер. XII в.; ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, 1160-е гг.; церковь Спаса Преображения на Нередице, 1199, разрушена
[22]  Vat. gr. 1162. Fol. 2
[23]  2 иконы (одна из «Кашинского чина») XV в., ГТГ


 
 
По теме
В ИК-12 совершена Божественная Литургия - УФСИН России В день праздника Вознесения Господня в Сергиевском храме ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области была совершена Божественная Литургия.
30.05.2018
В праздник Вознесения Господня епископ Варнава посетил Вознесенский кафедральный собор города Павлова - Нижегородская епархия Текст Алексея Еремина 17 мая, в праздник Вознесения Господня, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Павлова.
21.05.2018
 
Митрополит Георгий освятил новые памятники на Романовской аллее Славы в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода - Нижегородская епархия Текст Надежды Муравьевой 17 мая, в двунадесятый праздник Вознесения Господня и престольный праздник нижегородского Вознесенского Печерского монастыря,
17.05.2018
Вознесение Господне - Нижегородская Духовная семинария 17 мая, в праздник Вознесения Господня, первый проректор Нижегородской духовной семинарии митрофорный протоиерей Александр Мякинин, в сослужении преподавателей и студентов в священном сане,
17.05.2018
 
В день памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой лавре - Нижегородская епархия Текст официального сайта Московского Патриархата 18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
18.07.2018
В Нагорном благочинии начал работу детский православный лагерь «Вербочка» - Нижегородская епархия Текст Нагорного благочиния В храме в честь Владимирской Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества, расположенном в Нагорном благочинии Нижегородской епархии (Советский район Нижнего Новгорода),
18.07.2018
 
 
Сотрудники ДУМНО и НИИ им.Х.Фаизханова поздравляют Дамира-хазрата Мухетдинова с днем рождения - ИИК Ислам Сегодня свой день рождения отмечает первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, член Общественной палаты Российской Федерации,
18.07.2018
СМИ: задержан бывший заместитель прокурора Нижегородской области - АиФ Н.Новгород Генерал в отставке был задержан по подозрению в убийстве соседки Александр Ефанов / АиФ Бывший заместитель прокурора Нижегородской области Виктор Морозов задержан по подозрению в убийстве соседки,
18.07.2018 АиФ Н.Новгород
Роспотребнадзор призвал нижегородцев делать прививки от кори при поездках в Европу - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Юлия Серебрякова Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области призвало нижегородцев делать прививки от кори, планируя поездки в Европу.
17.07.2018 НИА Нижний Новгород
Уважаемые нижегородцы, будьте предельно внимательны и осторожны у воды! - МЧС Нижегородской области Всего с начала купального сезона на территории Нижегородской области зарегистрировано 35 происшествий на воде, в результате которых погибли 34 человека, в том числе 7 детей.
17.07.2018 МЧС Нижегородской области
Причиной пожара стало короткое замыкание электропроводки Виктор Михалёв / АиФ Пожар произошел вечером 17 июля в многоквартирном доме на улице Адмирала Васюнина в Советском районе Нижнего Новгорода,
18.07.2018 АиФ Н.Новгород
Новорожденная девочка получила ожоги из-за грелки, которую ей положила медсестра pixabay.com Суд рассмотрит уголовное дело в отношении 42-летней медсестры, обвиняемой в причинении ожогов младенцу в нижегородской больнице,
16.07.2018 АиФ Н.Новгород
1-16 - Вознесенский Печерский мужской монастырь                    В ночь с 16 на 17 июля в Сарове на улице Менделеева освящен первый в Нижегородской области храм-памятник, посвященный семье последнего российского императора Николая II.
17.07.2018 Вознесенский Печерский мужской монастырь
В день памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой лавре - Нижегородская епархия Текст официального сайта Московского Патриархата 18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
18.07.2018 Нижегородская епархия
Десять лет в России отмечают День семьи, любви и верности. Праздник установлен в день памяти святых Петра и Февронии, которых РПЦ канонизировала в 1547 году.
13.07.2018 Газета Знамя
Ковчег прибудет в нижегородский храм в честь преподобного Серафима Саровского Нижегородская митрополия Ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского прибудет в Нижний Новгород,
16.07.2018 АиФ Н.Новгород
«Мы с Ветлуги – реки на Земле предков» - Ветлужский район XXIV Межрегиональный фестиваль «Мы с Ветлуги-реки» прошел в республике Марий Эл 14 июля 2018 г. У подножия древнего Ардинского городища в селе Арды Килемарского района раскинулась площадка праздника.
18.07.2018 Ветлужский район
Когда-то ее шутливо называли «балабайка» и «балаболка», а ныне это – виртуозный концертный инструмент, вошедший в золотой фонд отечественной культуры.
17.07.2018 Городской курьер
ФК "Нижний Новгород" сыграл вничью с саранской "Мордовией" в первом матче нового сезона - НИА Нижний Новгород Фото: ФК "НН" Футбольный клуб (ФК) "Нижний Новгород" сыграл вничью с саранской "Мордовией" в матче первого тура первенства Футбольной национальной лиги (ФНЛ), который прошёл в Саранске 17 июля 2018 года.
18.07.2018 НИА Нижний Новгород
Чемпионат мира по футболу - 2018, который проходил и в Нижнем Новгороде, закончился.
18.07.2018 Газета Нижегородский рабочий
Фото с сайта ХК «Торпедо» Состав «Сарова», в прошлом сезоне игравшего в первом раунде плей-офф, снова претерпел существенные изменения, о которых наша газета уже сообщала.
18.07.2018 Нижегородская правда